Методы диагностики межличностных отношений ребенка.

фото я 2 Методы диагностики межличностных отношений ребенка.

В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, однако не все они дают результат при следовании детей.Недостаточно развитая речь и, соответственно, сложности в вербализации своих эмоциональных состояний и чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно сужают круг возможных диагностических методик и приемов.

Предпочтительными становятся проективные методики, ситуационные тесты, схемы наблюдения, в то время как тесты, конструируемые в виде опросников, представляются малоэффективными.

Мы можем выделить следующие группы методических средств, применяемых для социально-психологической диагностики межличностных отношений детей.

1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест, предложенный Дж. Морено в 1934 году [7, 16]. Его суть – субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.).

Существует ряд модификаций социометрического теста. Например, аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе.

Интересны варианты аутосоциометрии для детей Я. Л. Коломин- ского (1984). В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается расположить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, – во второе кольцо и т. д. По данным аутосоциограммы всех членов группы возможно определение 9 социального статуса каждого.

На основе самоопределения испытуемых методика выявляет предполагаемый и воображаемый социометрический статус. Автором также предложены модификации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольного возраста [16].

2. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуационный тест. Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды инте- ракции в группе.

По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динами- ки, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

3. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Наиболее известные методики этой группы основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории:

  • а) методики наблюдения реальной ситуации;
  • б) техники символического моделирования реальной ситуации;
  • в) проективные методики.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.

4. Методики символического моделирования межличностной ситуации достаточно разнообразны. В одной из них, используемой цитированными выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в которых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Испытуемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наиболее комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования предполагают большую активность испытуемого, когда он сам должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж. Кют (1962), ребенок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о линейных расстояниях между фигурами с соответствующими данными исследований по другим психологическим методикам автор пришел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации [16].

5. Проективные методики, основанные на обсуждаемом принципе, существенно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.

Известны и наиболее часто применяются для исследования межличностных отношений следующие методики. «Рисунок семьи» (Drawing-Family Technique) – группа проективных методик, предназначенных для оценки внутрисемейных отношений.

Тест «Нарисуй свою семью» В. Вульф (1947), где ребенку предлагается, используя лист бумаги и цветные карандаши, нарисовать свою семью. Анализируются: последовательность рисования членов семьи, их расположение, наличие пропуска отдельных членов семьи [16].

«Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация основывается на символическом толковании изображенных отношений [7].

«Рисунок семьи животных» – модификация теста «Нарисуй свою семью» для детей замкнутых, имеющих проблемы в общении .

Методика «Два дома» (The Two-Houses Technique) разработана И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году. Тест предназначен для исследования восприятия детьми своих семей. Задача испытуемого – перечислить людей, живущих с ним, и разместить каждого члена семьи в один из двух домов, нарисованных исследователем. .

6. Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля (1959) предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также некоторых его поведенческих характеристик и черт личности по 13 параметрам, например, отношение к родителям, братьям, сестрам, учителю, степень любознательности, общительности, конфликтности и т. д.

Продолжение по теме "Фильм-тест Рене Жиля" - по ссылке.

также по этой теме можете почитать
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Пишите мне:

4 comments for “Методы диагностики межличностных отношений ребенка.

  1. Гость Клава Дмитриевна
    Май 1, 2014 at 1:18 пп

    Раньше был один очень хороший метод «Жалеешь сына — не жалей розги!», а в настоящее время все ходят к психологам, стараются решать проблемы по-новому, но, к сожалению, дети становятся всё более психованными и злыми. Вот и приходит мысль: А может тот метод — про розги-то — правильный????

    • Аделина
      Май 1, 2014 at 1:19 пп

      Аха-хахах, знаете, меня вот лупили- так я человеком с Большой буквы стала, зарплата сейчас достойная, жизнь — чудесная. И правильно делали, что лупили, а иначе — с ума сама от себя бы сошла, тоже б истерики закатывала.

      • Ирма Романова
        Май 1, 2014 at 1:22 пп

        Спасибо за вашу искренность. Я тоже знаю много отличных граждан, на которых в детстве не жалели розги)

    • Ирма Романова
      Май 1, 2014 at 1:21 пп

      Про розги — довольно спорный момент, но ваша правда, было время, когда этот метод был почти единственным, но люди вырастали хорошие.

Добавить комментарий для Ирма Романова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *